СТАТЬИ
Уроки танцев, как средство
обретения внутренней гармонии
Цели и
мотивы прихода людей на уроки танцев – самые разнообразные - от простого
желания развлечься, отдохнуть, сменить обстановку, до более глубинного
стремления «изменить свою жизнь к лучшему». Да, именно так, не больше и не
меньше. Правда желание это в 99% случаев является неосознанным, однако
неудовлетворенность собой, своим неумением красиво и гармонично двигаться,
физическая и психологическая закрепощенность заставляет миллионы людей во всем
мире приходить в танцевальные центры и школы на уроки танцев и рассматривать
обучение танцам, как прекрасную возможность самосовершенствования.
В
настоящей статье мы попытаемся понять, что есть танец для физической,
эмоциональной, психической жизни человека и какие факторы мешают процессу
эффективного обучения танцам.
Способность
к танцу и понимание танца заложены в каждом человеке, как в биологическом
существе, подчиняющемся тем же законам природы, которым подчиняются все живые
существа на нашей планете. Суть в том, что природа танца глубоко физиологична:
танец соединяет в себе движение и ритм - два закона, управляющих жизнью.
У танца
есть душа - тот смысл, скрытый или явный, который мотивирует каждое из
движений, подчиняющихся ритму. И начало она берет еще в тех временах, когда
люди, как и животные, могли общаться друг с другом только посредством жестов,
телодвижений и мимики. С тех пор мало что изменилось - с появлением речи люди
научились скорее скрывать свои мысли и чувства, чем выражать их. А тело все так
же отражает движения души, те чувства, ощущения и намерения, которые ускользают
от цензуры ума, движимого моральными запретами и ограничениями.
Танец
имеет ту же основу, что и жестикуляция, и обычная эмоциональная
выразительность. Однако эти действия более сложные, чем просто жесты,
во-первых, потому, что это уже целенаправленные действия (контролируемые и
управляемые), заданные определенным уровнем сложности, связанными с
демонстрацией возможностей человеческого тела, а во-вторых, в танце человек
выражает не только свое сиюминутное состояние, но и передает информацию о своем
отношении к различным явлениям и людям, реагирует на них и побуждает их к
ответным действиям. И в результате танец получается маленькой историей человека
и о человеке, рассказанной телом, движением, ритмом.
Танец
каждого человека индивидуален. Сходство и индивидуальность определяются
различными данными каждого.
Мы все
разные: цвет волос и глаз, отпечатки пальцев, формы и размеры тела - все
индивидуально, включая генетический код ДНК. Но все мы - люди, представители
одного вида, у каждого из нас есть руки-ноги, мы все ими одинаково пользуемся
(хотя существуют потрясающие индивидуумы, умеющие исполнять виртуозные, недоступные
другим вещи своим телом). Такая же аналогия и с психикой - как бы ни была она
индивидуальна, ее структура, как и структура наших материальных органов,
одинакова, а потому существуют для всех одни законы, по которым наша психика
воспринимает, классифицирует и выдает информацию различного плана. И если бы не
было этого сходства и этих законов, каждый из нас был бы непонятен и чужд
другому. Более того, мы просто не смогли бы общаться друг с другом, поскольку
между нами не было бы ничего общего.
Однако мировоззрение
каждого из нас различно, оно сложено из множества мельчайших деталей и событий
в тех неповторимых комбинациях, которые присущи жизни только одного человека, а
потому то творчество, в котором мы выражаем результат нашего развития, точно
так же неповторимо, как и наше мировоззрение. В любом образе, изображенном
художником, будь то танцор, композитор, живописец, писатель, певец, актер,
каждый находит что-то свое, ему одному важное, близкое и понятное.
Таким
образом, индивидуальность танца и эффективность обучения танцам складывается из
индивидуальных возможностей тела и души, но для развития этих возможностей
используются методы, тренинги, специальные уроки танцев, основанные как раз на
сходстве физиологии и психики.
Каждый вид
искусства существует благодаря той информации, которую один человек хочет
передать другому. Каждый из художников передает информацию теми средствами,
которыми он владеет: певец - голосом, живописец - красками, композитор -
мелодией и ритмом, писатель - речью, актер и танцор очень похожи, разница лишь
в том, что актер пользуется телом и голосом, а танцор - телом и музыкой. Таким
образом, искусство, а в том числе и танец - это средство общения, язык.
Язык
танцора, его инструмент, с помощью которого он передает информацию - это его
мышцы. Мало знать, что передать другому, мало хотеть это передать, необходимо в
совершенстве владеть инструментом - телом. Для того, что бы научиться
пользоваться этим инструментом, существуют различные системы обучения танцам,
различные виды и формы уроков танцев, позволяющие сконцентрироваться на
различных аспектах танцевания Перечислим лишь некоторые из форм обучения
танцам:
Тренировка
координации движения, позволяющая научиться контролировать, где в данный момент
находится каждая из частей тела и что она делает, и скоординировать их
движение;
Тренировка
ритма, в огромной степени зависящая от мышечного тонуса, поскольку мало слышать
и понимать ритм, необходимо научить свое тело быстро, в ритм передвигаться;
Тренировка
техники движения - одна из самых важных составляющих тренировочного процесса,
поскольку именно техника обучает человека создавать красивое, быстрое, сильное
движение при минимальных энергетических затратах;
Тренировка
физической формы - это тренировка силы, гибкости, выносливости, умения концентрироваться
и расслабляться, сокращать и растягивать мышцы;
Таким
образом, танец - это гармонично скоординированные движения тела и ума. В
древнеиндийском трактате "Абхинайя дарпана" объясняется, что танцор
обязан иметь песнь на устах, объяснять свои действия руками, а настроение -
глазами, и в то же время тщательно следить за ритмом, в котором движутся его
ноги. Например: "глаза должны следовать за движением рук; за глазами -
мозг; за мозгом - чувства; за чувствами - настроение". А жесты, как говорят
индусы, это душа танца.
Психологический
настрой оказывает влияние и на эмоциональное состояние и восприятие своей
работы, и на свободу мышц, и на ощущение своего тела подвластным любому
мысленному желанию, и на чувство партнера, и на музыкальность, и, что главное,
на образ, на энергетику танца, что в конечном итоге влияет не результат
обучения танцам. Причинами отсутствия должного эффективного творческого
состояния являются:
физическая
усталость
психологическая
усталость
неудовлетворенность
собой.
Усталость
- это состояние напряжения, усиливающееся день ото дня и невозможность по
какой-либо причине расслабиться и отдохнуть. Напряжение - это защитная реакция,
возникающая тогда, когда психика делает вывод, что обстановка опасная и
необходимо быть все время в боевой готовности. Снятие усталости, фактически,
это снятие установки на защиту. Эти установки возникают, зачастую,
неконтролируемо, в связи с вашим ощущением нарушенной безопасности - физической
ли, психологической, мнимой или реальной - все это может определить лишь
специалист, а вам приходится иметь дело со своим напряжением и своей
усталостью.
Неудовлетворенность
собой, своим танцем, своим телом, своим танцевальным образом, очень сильно
тормозит личностный рост. Почвой для этой неудовлетворенности помимо
индивидуальных особенностей личности, сложившихся в связи с условиями
воспитания и развития, чаще всего служат те самые идеалы, которые человек
ставит перед собой и к которым стремится, как бы парадоксально это не звучало.
Сами по себе цели и идеалы - факторы необыкновенно стимулирующие и мобилизующие
в человеке неведомые возможности и способности, когда человек считает эти цели
достижимыми и планомерно продвигается к ним. Но стоит только начать
концентрироваться на негативе, который неизбежно возникает всякий раз, когда
человек сравнивает себя со своим идеалом не в свою пользу, при виде той
огромной пропасти, что отделяет его от его цели, цель становится ядом и
отравляет жизнь, превращая ее в жестокую войну со своим телом, с собственным
несовершенством. И тогда любые уроки танцев становятся неэффективными , а
процесс обучения танцам на приносит радости и удовлетворения.
Вопрос:
как этого избежать во время уроков танцев? Прежде всего, следует не бросаться в
крайности. Одна крайность - ощущение себя глубочайшим несовершенством, другая -
отсутствие навыка к реалистичной самокритике и самоанализу, грубо говоря,
нарциссизм.
Способ
изменения ситуации существует только один – «переделывание», переосмысление
своего отношения к себе и своей роли в танцах как образе жизни, к целям
своего обучения танцам.
У каждого
человека существует огромный ряд убеждений относительно себя, мира и других
людей, который ограничивают его взаимодействие с миром, собой и людьми, лишая
гибкости его мышление, а также сужая круг способов реализации человеком его
творческих, интеллектуальных и физических данных.
По сути,
эти убеждения отражают мнения данного человека о том, кто и почему виноват в
том, что жизнь этого данного человека устроена и течет так, а не иначе. В
зависимости от индивидуальных особенностей, одни в своих проблемах винят себя,
поедая себя изо дня в день, другие винят, расположение звезд, плохой сон и
т.д., и т.п.
И та, и
другая позиции деструктивны уже потому, что несут в себе элемент вины - самого
пагубного для развития личности чувства.
Неудовлетворенность
собой и есть воплощение одной из этих крайностей - чувства собственной вины за
то, что в жизни и в танце все не так, как хочется.
Для того,
что бы нейтрализовать неудовлетворенность собой, необходимо учится видеть
прогресс и позитив в своем развитии, а не «зацикливаться» на отрицательном. Это
не значит, что нужно закрывать глаза на свои промахи, это значит, что в своих
недостатках необходимо видеть почву для возделывания, а не ставить на них
окончательный крест или, того хуже, не превозносить их как достоинства.
Уроки
танцев, если они проводятся профессионалом, как раз и отличаются тем, что
максимально нейтрализуют у учеников чувство неудовлетворенности собой.
Опытный преподаватель при обучении танцам сделает все возможное, чтобы его
подопечные увидели те положительные изменения, которые происходят с ними после
каждого урока танцев, чтобы они смогли почувствовать радость от этих изменений
и желание идти вперед по дороге своего личностного роста.